All contents copyright (c) АРТ 2в1
Сергей Чернов

Рейтинг@Mail.ru
В жизни пригодится:

Энциклопедия знаков и символов

Что обозначает знак и символ Варна
Начальная буква: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Варна

ВАРНА (сословие; этимологически – вид, род, цвет) – традиционная для Индии система сословной организации общества, имеющая по учению индуизма сакральный характер и божественное происхождение. Доктрина варн является основой социального учения индуизма. Хотя в своем классическом виде система варн впервые описана в Законах Ману (Ману смрити; около 1 в. н.э. http://orient-kafedra.narod.ru/manu.html), ее корни уходят в глубочайшую древность и, по-видимому, принадлежат общему индоевропейскому субстрату (прежде всего, это относится к идее тройственного деления общества – жреческое сословие, воинское сословие, простолюдины).
Впервые учение о варнах фиксируется в одном из позднейших гимнов Ригведы (см. Веды) – Пурушасукте, в котором повествуется о происхождении варн из тела космического Первочеловека – Пуруши.
Первоначально существовало, видимо, только три варны – брахманы (жрецы, ученые, учителя) – белый цвет, кшатрии (раджанья) – воины и государи – красный цвет и вайшьи ("все остальные" -- третье сословие") – лично свободные земледельцы – желтый цвет, земледельцы, ремесленники, торговцы. Впоследствии к ним добавились шудры – зависимые лица (слуги, рабы) – черный цвет. По-видимому, шудры первоначально принадлежали к индийским автохтонам – дравидам, порабощенным завоевателями – ариями, и позднее включенными в систему индоарийского общества. варны не были эндогамны и именно межсословные браки, по традиционной версии, привели в средние века к появлению каст (джати) – появлению эндогамных социальных групп различной стратификации и обычно связанных с общей профессиональной деятельностью, которые также распределялись по сословиям (брахманские касты, кшатрийские касты и т.д.). За пределами сословной системы находились так называемые неприкасаемые, или парии – представители самых низших каст, подвергавшихся суровой дискриминации и по существу исключенные из общественной жизни традиционной Индии. По-видимому, предки неприкасаемых относились к завоеванным индоариями автохтонным племенам и к потомкам запрещенных межсословных браков (например, между брахманами и шудрами).
Представители трех первых сословий имели статус дваждырожденных (двиджа), поскольку они проходили посвящение (упанаяна), приравнивавшиеся к новому (духовному) рождению. Дваждырожденные имели доступ к сакральному знанию – знанию Вед. Шудрам (не говоря уже о неприкасаемых) изучать Веды было запрещено под страхом суровых наказаний.
Возрастной цикл членов трех варн дваждырожденных (варнашрама) состоял из четырех этапов – брахмачарья (ученичество), грихастха (состояние женатого домохозяина), ванапрастха (лесное уединение, аранья; отсюда – араньяки; см. Веды) и саньяса (полное отшельничество и отрешение от всего мирского). Этим этапам соответствовали четыре базовые ценности древнеиндийского общества – кама (любовь), артха (процветание, мирское благополучие), дхарма (религиозный долг в широком смысле), мокша (освобождение от сансары; мокша со временем стала рассматриваться как абсолютная ценность, другие – как относительные).
Хотя ныне действующая Конституция Индии запрещает дискриминацию граждан по сословно-кастовым признакам, в быту сословно-кастовая принадлежность продолжает играть очень важную роль.

Торчинов Евгений Алексеевич. "Популярный словарик индуизма".