All contents copyright (c) АРТ 2в1
Сергей Чернов

Рейтинг@Mail.ru
В жизни пригодится:

Энциклопедия знаков и символов

Что обозначает знак и символ Монета
Начальная буква: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Монета

Символика монеты не так однозначна, как может показаться на первы^ взгляд. Совершенно очевидно, что маленький металлический кругляш, отчеканенный из золота, серебра или электрона (сплава золота и серебра), символизирует богатство обладателя туго набитой мошны, власть и могущество земного владыки, чей гордый профиль красуется на аверсе, но потертый медный грош, сиротливо примостившийся в уголке убогой шляпы нищего, — показатель удручающей бедности и ничтожности.

Монета — эмблема скупости, мелочности и бездуховности буржуазного века, пришедшего на смену суровому, но романтическому Средневековью. Эту разительную перемену, происшедшую в людских сердцах, идеально воплотил в себе ал-легорический Скупой Рыцарь, забывший о благородных порывах, о блестящих подвигах славной молодости и предавшийся на старости лет низменной страсти накопительства. Так с приходом Нового времени человечество словно состарилось, измельчало, очерствело душой и сердцем.
Однако монета может выражать и стойкость, ведь тот, кто не поддался губительному всевластию денег, не покорился Золотому Дьяволу, способен устоять против любого искушения. Только ему и ведомо, что такое настоящая свобода духа, только его ясному взору, не застланному золотым туманом, и открыто истинное предназначение земного бытия.

О том, насколько сильно мучила человека жажда наживы еще в древности, красноречиво свидетельствует мифология. Сколько невероятных способов обогащения измыслили суетные представители рода людского! Финны и карелы, например, мечтали о Сампо — чудесной мельнице, готовой неустанно молоть для хозяина не только муку, но и деньги в неограниченном количестве, а китайцы грезили о Цзюйбаопэнь — волшебной вазе, покоящейся где-то на дне морском. Если рыбаку посчастливится подцепить ее неводом, он будет обеспечен до конца дней своих: достаточно бросить в этот сосуд всего одну монетку, чтобы деньги наполнили его до краев.

Прекрасно сознавая, что пожирающая их страсть нечиста, люди полагались на услуги всевозможных прихвостней Сатаны: литовцы ожидали денег от айтвара-са — нечистого духа в облике черного ворона, огнедышащего дракона или змея; турки, татары, туркмены, узбеки и киргизы надеялись приручить албасты — водного духа в образе уродливой старухи с закинутыми за спину отвислыми грудями; казанские татары и башкиры, жадно потирая руки, готовились принять щедрые дары от бачуры — таинственной карлицы в старинном наряде; ну а наши сребролюбивые предки уповали на помощь коргорушей, ловких кошек из свиты домового, таскающих хозяину добро из чужих домов.

В свете данной главы наибольший интерес представляет спиридуш — вос-точнороманский злой дух, принимающий вид монеты. Спиридуш — коварный подарок колдунов, выращивающих его из заговоренного яйца черной курицы. Колдовская монета приносит своему счастливому обладателю богатство и удачу, помогает отыскивать зарытые клады, но владеть ею можно не больше семи лет, иначе человека ожидает страшная смерть и вечные муки в аду. Подобные фантастические вымыслы имели хождение по всей Европе. Спиридушу подобен немецкий волшебный талер и русский «неразменный рубль»: такая монета не может быть истрачена, потеряна или отнята, она всегда чудесным образом возвращается к своему владельцу.
Страсть к деньгам, толкающая алчного человека в цепкие объятия нечистой силы, до добра не доводит, ибо духи зла лживы и коварны. Нечисть любит сыграть с ним в подкидного дурака, и в конечном итоге в дураках всегда остается, азартный глупец. Ставка в такой игре всегда одна — душа человека, но даже в том случае, если игроку удастся обставить рогатого, хвостатого и волосатого партнера, проигрыш ему все равно обеспечен, поскольку волшебное золото чертей, ведьм, гномов и прочих духов в самом скором времени обратится в мох, мусор, битые черепки или смердящий кал.

В наши дни, когда мало кто верит в сказки, нечисть осовременилась, приняла иной, понятный и привычный всем облик. Воплотившись в рулетку или игровой автомат, каждый мелкий бес по-прежнему с успехом ведет вековечную борьбу за человеческие души. Ныне ведьмы переквалифицировались в гадалок, предсказательниц и ясновидящих; колдуны — в астрологов, экстрасенсов и магистров черной магии; а Зеленый Дьявол по имени Доллар распространил свою власть на большую часть мира. Люди все так же гибнут за металл, а Сатана по-прежнему с триумфом правит бал!

В религии многих древних народов монета часто играла роль жертвы. Греки вкладывали в рот умершему обол — мелкую серебряную монету, предназначавшуюся для оплаты услуг Харона, угрюмого седого лодочника, переправлявшего души через реку Ахерон в царство мрачного Аида; финны, перед тем как строить дом, закапывали в землю монету, выкупая земельный участок у подземных духов ма-ахисов; а корейцы при посещении храма фаллического духа Пугына насаживали цветные ритуальные деньги прямо на деревянный фаллос божества. Разноплеменные обитатели приморских районов и речных долин, желая умилостивить подводных духов, бросали монеты в воду. Этот обычай благополучно дожил до наших дней: отдыхающие на морском курорте перед отъездом домой бросают в набегающую волну несколько монет, для того чтобы посетить эти места еще раз; туристы с той же целью жертвуют монеты духам городских фонтанов.

В качестве оберега может служить серебряная монета, так как серебро издавна пользуется репутацией священного металла. Для защиты от сглаза суеверные люди носили талисманы из серебряных монет вместо сережек, браслетов и бус. Славяне вкладывали серебряную монету в рот убитому волкодлаку, чтобы тот не превратился в упыря. До нашего времени сохранился древний обычай защищаться от страшного взгляда мертвеца, прикрывая его глаза большими монетами.

Исследуя загадочную Туринскую Плащаницу методом компьютерного сканирования, ученые с удивлением обнаружили на лике предполагаемого Спасителя, непонятным образом запечатлевшемся на погребальной ткани, две монеты-лепты с надписью: «Император Тиберий». Элементы рисунка на гравировке позволяют отнести данные монеты к периоду 30-х годов I в. н.э., т.е. именно к тому времени, когда, согласно Евангелиям, был распят Иисус Христос.

Вопрос о том, кому же на самом деле принадлежит таинственный отпечаток на плащанице, до сих пор остается открытым. Но есть и другой, не менее интересный вопрос. Все источники в один голос твердят о бедности Христа, о Его презрении к земным богатствам, чего никак не скажешь о служителях культа, прикрывающихся Его святым именем. Плата, взимаемая за проведение церковных обрядов, церковная десятина, порочная практика торговли индульгенциями (грамотами о прощении любых грехов), симония (продажность церковных должностей) и прочие столь же «богоугодные» дела клириков прошлого и настоящего позволяют поставить этот вопрос ребром: а кому же на самом деле служит христианская церковь?

В китайской иконографии отношение к деньгам самое трепетное. Меркантильные китайцы с усердием поклонялись Цай-шэню, главному богу богатства, и при этом с вожделением поглядывали на его цяньлуня — желтого дракона, составленного из золотых монет. В пышной свите Цай-шэня наиболее почетное место занимает даосский бог монет Лю-Хай. Весельчак Лю-Хай держит в руке пояс с нанизанными на него монетами; нижнюю из них с жадностью кусает вцепившаяся в край пояса трехлапая жаба — эмблема наживы и накопления капитала. В ближайшее окружение Цай-шэня входят и беззаботные божественные близнецы Хэ-Хэ, воплотившие в жизнь заветную мечту Буратино: они, словно грущу, трясут чудесное монетное дерево яоцаньшу.

В христианской иконографии 30 сребреников — символ предательства Иуды. Евангелие повествует об этом в следующих словах: «...Иуда Искариот пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф. 26:15—16).
Как атрибут Лаврентия и Онуфрия, монеты, напротив, указывают на бескорыстие этих святых. Лаврентий, раздавший деньги церковной общины нищим, изображен с блюдом, наполненным золотыми и серебряными монетами; святой отшельник Онуфрий попирает ногой монеты, рассыпанные по полу, в знак презрения к земным богатствам.

В ренессансном изобразительном искусстве монета является важным атрибутом персонифицированной Суеты в сюжете «Vanitas». Старик, жадно пересчитывающий монеты, — одна из аллегорий цикла «Возрасты человека», олицетворение Скупости.

В системе мантики монета зачастую играет роль судьбоносного жребия. Так, при гадании на китайской «Книге Перемен» три медные монеты подбрасываются шесть раз. После каждого броска гадающий проделывает следующую операцию: если большинство монет легли «орлом» вверх, он чертит сплошную линию (линия инь), а если решком — прерывистую (линия ян). Шесть судьбоносных линий изображаются снизу вверх, т.е. одна над другой. В результате образуется определенная гексаграмма (одна из 64-х возможных). Отыскав значение вычерченной гексаграммы в «Книге Перемен», человек находит ответ на свой вопрос, изложенный в виде совета.

В Европе монета часто выполняла функцию жребия во время дуэлей. Не утруждая себя построением хитроумных гексаграмм, противники использовали наиболее упрощенный вариант жребия: один из них ставил на «орла», другой — на «решку», а секундант подбрасывал монету вверх, и тот, кому улыбнулась фортуна, получал право стрелять первым.

В наше время такой примитивный способ гадания при помощи монеты нередко использует человек, колеблющийся между двумя решениями: отказавшись от самостоятельного выбора, он бросает монетку и целиком полагается на судьбу.

В Младших Арканах Таро предшественниками современных карточных мастей были монеты, кубки, мечи и посохи (жезлы). Каждая из мастей соответствовала определенному сословию средневекового общества: кубки — духовенству, мечи — дворянству, посохи — крестьянству, а монеты олицетворяли торгово-ре-месленный класс.

В процессе гадания каждая карта из Младших Арканов передает какую-либо информацию, поэтому здесь будет уместно привести краткое значение карт интересующей нас масти:
двойка монет — новые проекты и многообещающие предложения;
тройка монет — прибыль приходит через упорный труд;
четверка монет — получение первых плодов труда;
пятерка монет — жизнь заставляет погрузиться в бедность и нищету;
шестерка монет — наступление затишья после жестоких жизненных бурь;
семерка монет — ожидание результатов своего труда;
восьмерка монет — необходимость повышать опыт и профессиональные навыки;
девятка монет — достижение цели после долгого пути; материальное благосостояние, но одновременно — одиночество, разочарование и усталость от трудов;
десятка монет — полное благополучие, процветание, уважение окружающих;
рыцарь монет — начало дел, настроенность на труд;
королева монет — добрая, меланхоличная, состоятельная женщина;
король монет — сила, воплощенная в результатах труда; большое состояние и возможности;
туз монет — удача, успех, богатство и счастье.

В истории монета является отражением могущества и власти того, кто ее выпустил (правителя города или государства). Правитель выступал гарантом чистоты и веса благородного металла, заключенного в изготовленной из него монете, иными словами, поручался своей честью и репутацией за качество данной денежной единицы.

Первые в истории монеты, появившиеся в Малой Азии, представляли собой сплав золота и серебра. Греческие полисы чеканили серебряные монеты, римляне пользовались серебряными и медными. Широкое распространение золотых монет началось в эллинистическую эпоху, после походов Александра Македонского.

Происхождение самого слова «монета» тесно связано с верховной римской богиней: Монетой, т.е. «Советницей», часто именовали Юнону. Первый римский монетный двор располагался на Капитолийском холме по соседству с храмом Юноны, поэтому прозвище высокочтимой богини перешло на металлические деньги, оказавшиеся под ее священным покровительством.
За несколько тысяч лет истории цивилизации в обращение было выпущено несметное количество монет разного состава, веса и номинала. Их судьбы различны, как и судьбы людей. Среди них есть и свои лидеры, и свои аутсайдеры. Нашего внимания удостоятся лишь некоторые из наиболее прославленных фаворитов нумизматики.

Дарик — персидская золотая монета 980-й пробы при весе 8,4 грамма, имевшая хождение почти во всех странах Древнего мира. Именовалась она в честь «царя царей» Дария I (522—486 гг. до н.э.), изображенного на аверсе монеты с натянутым луком в руках.
Драхма — древнегреческая серебряная монета массой 4,36 грамма, равнявшаяся 6 оболам или 100 лептам. Впервые появилась в Пелопоннесе. В Афинах основной монетой была тетрадрахма (четверная драхма). В денежном обращении Древней Греции участвовали также пен-тадрахма и октодрахма. На протяжении двух с половиной тысяч лет драхма оставалась национальной денежной единицей Греции.

Денарий — римская серебряная монета, чеканившаяся с 269 года до н.э. Первоначально равнялась 10 ассам и весила 4,55 грамма. Разновидность денария с изображением божества на биге, пароконной двухколесной колеснице, носила название бигатус. Во времена Империи денарий постепенно обесценился, но его слава пережила века, так как древнеримская монета дала имя динару — денежной единице ряда арабских государств.

Безант — византийская золотая монета весом около 3,2 грамма, получившая широкое распространение в эпоху Крестовых походов. Безант чеканился во всех государствах крестоносцев. На аверсе монеты изображен император в диадеме, на реверсе — символы креста.

Дукат — серебряная, а позднее — золотая итальянская монета, появившаяся впервые в 1140 году. С XIII века чеканился золотой венецианский дукат высокой пробы (около 3,5 грамма чистого золота). Благодаря своему достоинству и обширной морской торговле венецианских купцов эта монета быстро распространилась по всей Европе. Золотой дукат известен также под именами цехина и флорина.
Талер — немецкая крупная серебряная монета (массой около 28 грамм), увидевшая свет в Богемии в 1518 году. К середине XVI века талер подчинил своей власти сердца всех немцев, превратившись в основную денежную единицу многочисленных германских государств. Талерами называли также крупные серебряные монеты Италии, Испании, Нидерландов и других стран.

Нумизматическая символика чрезвычайно разнообразна. Каждая страна и эпоха обладала собственным набором символов, эмблем, аллегорий и персонификаций, запечатленных на монетах. Для древнегреческих монет наиболее характерны изображения трезубца, амфоры, свастики, лабиринта, колесницы, щита, розы, рога изобилия, быка, орла, совы, черепахи, пегаса и грифона. Поверхность римских монет украшали лики богов, щиты, колесницы, венцы, храмы, капитолийская волчица, орлы, львы, антилопы, кентавры. Особого внимания заслуживают геометрические символы — треугольники, овалы, кресты, серии точек, а также эмблемы глобуса (символ мирового господства) и изображения носа корабля (символ господства на море). На византийских монетах можно увидеть фигуры Христа, Богородицы и святых. Арабские монеты покрывали причудливые арабески, сочетания квадрата и круга (символ единения земли и неба), цифры, звезды и пальмы. Средневековые европейские монеты несли на себе знаки крестов различных форм, эмблемы розы и лилии, меча и короны, рыцарей и ангелов, львов и орлов, замков и храмов. Однако при всем многообразии нумизматических символов большинство монет всех времен и народов запечатлели на своих блестящих аверсах профильные изображения земных властителей, а некоторые из золотых монет большого достоинства даже получили наименование в их честь. Так произошло с уже упоминавшимся персидским дариком; луидор, семиграммовая монета из чистого золота, носила имя французского короля Луи (Людовика XIII); наполеондор унаследовал громкое имя Наполеона Бонапарта; денежная единица Венесуэлы, боливар, увековечила память Симона Боливара, героя-освободителя Латинской Америки и т.д.
До сих пор ничего не было сказано об отечественных металлических деньгах. Краткая характеристика русских монет по прихоти автора будет изложена чуть ниже в алфавитном порядке.

Алтын — старинная русская монета, известная с XV века. Алтын равнялся 3 копейкам. В разное время чеканился из серебра и меди. В XX столетии татарское слово «алтын» вышло из употребления, но сама трехкопеечная монета благополучно дожила до конца советской эпохи.

Гривенник — разменная монета номиналом 10 копеек. Свое название гривенник позаимствовал у гривны — древнерусской счетной, весовой и денежной единицы. С 1701 года гривенник чеканился из серебра, с 1931 года — из медно-никелевого сплава.

Грош — мелкая медная монета. В XVII—XVIII веках грош приравнивался к двум копейкам, в XIX веке — к 0,5 копейки. После Октябрьской революции 1917 года вышел из обращения.

Деньга — серебряная монета, чеканившаяся в XIV—XVIII веках. 200 денег составляли московский рубль.
Денежка — мелкая медная монета того же периода времени, составлявшая полкопейки.

Златник — самая древняя русская золотая монета, чеканившаяся еще в Киевской Руси, во времена славного князя — крестителя Владимира Святославича (980-1015).

Империал — русская золотая монета большого достоинства. С 1755 года чеканилась номиналом 10 рублей, а с 1897 года — 15 рублей. Империал исчез вместе с Российской империей.

Копейка — русская разменная монета, 1/100 рубля, получившая название от копья в руке св. Георгия Победоносца, изображенного на реверсе. Рождение копейки относится ко времени правления Елены Глинской (30-е гг. XVI в.), матери Ивана Грозного. До 1718 года копейки чеканили из серебра, потом — из меди, а с 1926 года — из медно-цинкового сплава. В наше время копейка «ни жива, ни мертва»: она хотя и существует, но непонятно для чего, поскольку инфляция свела ее покупательную способность к абсолютному нулю. Вопреки известной поговорке ничтожная копейка больше не в состоянии беречь рубль.

Полтина — монета номиналом 50 копеек. В разное время полтинник чеканился из разных металлов: серебра, золота, меди, сплавов. Современный полтинник страдает старческой немощью и полным бессилием, т.е. тем же самым недугом, что и российская копейка.
Полушка — самая мелкая медная монета Московского государства. В XV веке чеканилась из серебра, но уже с 1534 года полушка стоила всего полкопейки, а по-луполушка — четверть копейки. Та и другая исчезли из обращения еще до 1917 года.
Рубль — основная русская денежная единица, ведущая родословную от увесистой серебряной гривны, которую на Руси для получения разменных денег попросту рубили на куски.

На своем веку рубль испытал немало взлетов и падений. Впервые он увидел свет еще в XIII веке в Великом Новгороде, но не в виде монеты, а в облике серебряного слитка. Общерусской денежной единицей рубль стал с 1534 года в связи с денежной реформой Елены Глинской, но реальные рублевые серебряные монеты, перечеканенные из «ефимков» (европейских талеров), появились лишь в 1654 году, при царе Алексее Михайловиче. На аверсе этой монеты был изображен царь верхом на коне, а на реверсе — двуглавый орел. Регулярная чеканка отечественных серебряных рублей началась в Петровскую эпоху (с 1704 г.). В 1756 году был изготовлен первый золотой рубль, но «звездный час» золотого конвертируемого рубля наступил благодаря денежной реформе СЮ. Витте в 1897 году. Впрочем, ненадолго. За годы Первой мировой войны (1914—1918) рубль обесценился, однако Советское правительство в 1923 году выпустило золотой червонец весом 8,6 грамма. Великая Отечественная война опять бс гьно ударила по рублю, но реформа 1961 года вновь подняла престиж национальной денежной единицы: золотое содержание советского рубля составило около 1 грамма; официальный курс рубля по отношению к американскому доллару прочно зафиксировался на отметке 90 копеек за 1 доллар.
В результате распада. СССР и безграмотной экономической политике ельцинских реформаторов рубль пал так низко, как никогда за всю историю своего существования. Разочаровавшиеся в бывшем кумире граждане России с презрением отвернулись от «деревянного» рубля, отдав свое предпочтение пронырливому заокеанскому «зеленому» доллару. За последние годы наш бедный герой несколько оправился от «шоковой терапии», но, снедаемый инфляцией, продолжает влачить жалкое существование. Сейчас рубль примерно в 30 раз слабее доллара. Вот каковы превратности его нелегкой финансовой судьбы!

На вершину современного финансового Олимпа все увереннее поднимается новая молодая монета — евро. Красавица евро удачно сочетает в себе национальные традиции с общеевропейской эмблематикой. Каждая из 25 стран использует на евро собственную многовековую символику: Греция — афинскую сову и критского быка; Италия — Колизей; Франция — Марианну; Монако — скачущего рыцаря и т.д., но на всех монетах присутствует и одна общая деталь — 12 золотых звездочек, расположенных по ободу монеты, — эмблема Евросоюза.

В октябре 2004 года Венским монетным двором была изготовлена самая большая золотая монета мира, обеспечившая себе почетное место в Книге рекордов Гиннесса. Эта гигантская монета содержит в себе тысячу унций золота 999,9 пробы (31103,5 грамма), имеет диаметр 37 см и толщину 20 мм. Всего было выпущено 15 таких монет номиналом 100 ООО евро, но богатейшие коллекционеры мира моментально раскупили их по цене, в 3,5 раза превышающей номинал.

В копил ке русского фольклора за века скопилась масса интересных метафор, связанных с национальной денежной единицей и иностранной валютой. Например, расхожая фраза: «Внести свою лепту» (лепта — мелкая греческая монета) означает сделать посильный вклад в общее дело. Еще чаще, особенно в последнее время, звучит крылатая фраза: «Деньги не пахнут», запущенная в обращение ловким римским императором Веспасианом (69— 79 гг. н.э.). История ее происхождения такова. Желая поправить финансовое положение казны, Веспасиан обложил налогом общественные уборные. Когда наследник императора, Тит, брезгливо наморщившись, высказал свое неудовольствие по этому поводу, Веспасиан поднес к его носу горсть только что полученных монет и произнес данную фразу, давая понять несмышленому сыну, что деньги ничем не выдают своего сомнительного происхождения. От римской монеты ведет происхождение и слово «солидный». Солидным, с полным на то основанием, называют серьезного, степенного и состоятельного человека, поскольку солид — это римская золотая монета большого достоинства (4,55 грамма).

Русские монеты, как крупные, так и мелкие, тоже оставили заметный след в языке символов. Так, поговорка: «Без гроша в кармане» свидетельствует о крайней степени бедности; о никчемной вещи говорят, что она «гроша ломаного не стоит»; а любопытное выражение: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» отмечает неожиданное улучшение финансового положения.

Радужные воспоминания о древней русской монете отражены в прозрачной символике поговорки: «Мал златник, да дорог». Аллегорические выражения, в которых фигурирует основная национальная денежная единица, в силу своей очевидности комментарий также не требуют: «погоня за длинным рублем», «бить рублем», «деревянный рубль» и т.д. Наконец любому совершенно ясно и понятно, что лучше: когда «финансы поют романсы» или когда «денег куры не клюют».