All contents copyright (c) АРТ 2в1
Сергей Чернов

Рейтинг@Mail.ru
В жизни пригодится:

Энциклопедия знаков и символов

Что обозначает знак и символ Сфинкс
Начальная буква: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Сфинкс

Сфинкс («Удушитель») — фантастическое гибридное существо, древний солярный символ силы и власти, мудрости и тайны, защиты и охраны. «Отец ужаса», как называли его на Востоке, имел три основных ипостаси. Андросфинкс в виде льва с человеческой головой (мужской или женской) символизировал единство духовной и физической силы или преобладание духа (разума) человека над его животной природой. Разновидность андрос-финкса с головой человека, туловищем быка, львиными лапами и орлиными крыльями может олицетворять четыре первоэлемента.

Хиеракосфинкс с головой сокола был эмблемой солнца и выражал его божественную власть (о популярности египетских богов в соколином обличий см. главу «Сокол»). Криосфинкс с головой барана, священного животного Амона, нес охрану древних некрополей, безмолвно призывая к молчанию. Целая «аллея сфинксов» этого типа сохранилась до нашего времени в Карнаке.

Наибольшее распространение в Древнем мире получил андросфинкс. Изначально существо с головой человека и телом царственного зверя символизировало верховную власть правителя, поэтому фантастические египетские сфинксы хранят черты вполне реальных фараонов. Самого заметного из них, Большого Сфинкса, растянувшегося на плато Гизы вблизи величественных пирамид, отождествляют с фараоном Хефреном из IV династии, жившим в III тысячелетии до н.э. У этого каменного колосса, высеченного из целой скалы, сохранилось немало собратьев, правда, не столь знаменитых и намного уступающих ему в размерах. В образе сфинкса себя увековечили: воинственный и грозный Сенусерт III, сказочно богатый Аменхотеп III, властная царица Хатшепсут и многие другие властители Древнего Египта. С берегов Нила мода на царственного андросфинкса перекинулась на соседние, а затем и более отдаленные страны Востока. Ассирийцы, например, изображали сфинкса с бородатой головой и обязательно в короне; таким же предстает державный монстр и на персидских геммах.

Прошли века, и всевластное время развенчало царей-сфинксов, стерев из людской памяти имена их реальных прототипов. Уцелевшие статуи, застывшие у ворот храмов или подле древних могильников, воспринимались теперь как вечные стражи, охраняющие покой мертвых царей и забытых богов. Так произошла смена понятий: взяв на себя обязанности бессменного часового, сфинкс стал символом бдительности, защиты и охраны.

В древнегреческой мифологии андросфинкс с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы был демоническим воплощением зла. Греки считали сфинкса порождением двух чудовищ — Тифона и Эхидны. Неудивительно поэтому, что дурная наследственность привела его на кривую дорожку, превратив в кровожадного убийцу. В оправдание женоподобному монстру следует заметить, что он, являясь инструментом жестоких богов, лишь послушно выполнял их волю.

В окрестностях Фив сфинкс появился исключительно по воле разгневанной Геры. Возмущение великой богини вызвали грязные проделки тамошнего царя, Лая. Старый распутник похитил и совратил прекрасного юношу Хрисиппа, а тот, не перенеся позора, наложил на себя руки. Вот за эти-то прегрешения своего недостойного царя и должны были расплачиваться ни в чем не повинные фиванцы.
Обосновавшись на горе близ Фив, сфинкс подкарауливал одиноких путников, разрывал их на части и пожирал. Играя в благородство, монстр давал каждой из своих жертв шанс на спасение, предлагая разгадать загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем — на двух, а вечером — на трех?»

Обреченный фиванец усиленно шевелил всеми имеющимися у него извилинами, отчаянно скреб затылок, но в конце концов давал неверный ответ и становился закуской. Так продолжалось довольно долго, и население древнего города начало катастрофически сокращаться.
Проклятые Фивы спас Эдип, сын царя Лая, виновника всех этих бедствий. Лай, напуганный предсказанием оракула, отказался от сына тотчас после его рождения и приказал бросить ребенка на горе Киферон с проколотыми сухожилиями ног. Некий милосердный пастух подобрал младенца и доставил во дворец бездетного коринфского царя Полиба, а уж тот полюбил подкидыша от всего сердца и воспитал его, как родного сына.

Спустя много лет Эдип, повинуясь властному зову крови, отправился на розыски своих настоящих родителей, и сама судьба привела его к семивратным Фивам. По дороге у юноши произошли две крайне неприятные встречи. Сначала Эдипа едва не переехала мчавшаяся навстречу колесница. Надменный хозяин раззолоченной повозки вместо извинений разразился отборной площадной бранью, подкрепляя свое сквернословие ударами палки. Подобного обращения гордый и смелый юноша никак не мог стерпеть. Увесистым дорожным посохом Эдип так хватил обидчика по голове, что тот замертво вывалился из колесницы под копыта перепуганных лошадей. Разделавшись с хозяином, разъяренный Эдип на славу отделал и слуг старого наглеца, осмелившихся ввязаться в драку. С удовлетворением окинув взглядом поле битвы, устланное бесчувственными телами, герой с легкой душой продолжил свой путь, ни сном ни духом не ведая о том, что пару минут назад он убил родного отца.

До ворот города оставалось всего несколько стадий, когда перед путником словно из-под земли выросло гигантское чудовище. Дохнув на него смрадом смерти, сфинкс задал Эдипу свою любимую загадку. Вот тут-то герой и доказал, что он не только храбр, но и умен не по летам. Задумавшись на минуту, Эдип объявил, что ответ на вопрос любознательного монстра может быть только один. Это человек. Именно человек в младенчестве ползает на четвереньках, повзрослев, ходит на двух ногах, а, состарившись, опирается на палку, заменяющую ему третью ногу.

Сфинкс, никак не ожидавший правильного ответа, с досады бросился в пропасть. Чары, навеянные Герой, рассеялись. Жители Фив на радостях провозгла-сили Эдипа царем. Правда, чтобы получить корону, ему пришлось дать согласие на брак с вдовой царя Лая. Не долго думая, честолюбивый юноша согласился и женился на собственной матери.

Дальнейшие злоключения Эдипа не вписываются в рамки нашей главы. Подводя итоги, нужно лишь отметить, что именно этот миф о загадке сфинкса сделал его хранителем тайны и мудрости.
В античной литературе загадочный образ сфинкса всплывал неоднократно. В драме Эсхила «Сфинкс» уже самому монстру пришлось разгадывать загадку, причем куда более сложную, чем его собственная. Силен, сжимая в руке маленькую птичку, лукаво вопрошал чудовище: «Что находится у меня в руках: мертвое или живое?» На этот вопрос с подвохом сфинкс при всем желании не мог дать правильного ответа, ведь Силен имел возможность моментально задушить бедную птичку, покрепче стиснув кулак, и тогда живое тут же стало бы мертвым. В итоге сфинкс был посрамлен, но птичку жалко.

Греческий историк Павсаний Перие-гет (II в. н.э.), обратившись к мифу об Эдипе и сфинксе, попытался отделить реальные зерна истины от плевел вымысла. В результате он пришел к выводу, что сфинксом в древности прозвали не сказочное женочудовище, а дерзкую предводительницу пиратов:
«...она блуждала по морям, как морская разбойница, с войском и флотом... достигла Анфедона и, захватив гору, занималась разбоем, пока ее не уничтожил Эдип, подавив многочисленностью войска, с которым он пришел из Коринфа» (Описание Эллады. IX, 26).

В мантике, в египетской колоде Таро, изображения сфинкса исполнены глубокого символического смысла. Два сфинкса, черный и белый, запряженные в колесницу, олицетворяют разнородные силы и страсти, подчиненные единой воле. На карте «Колесо Фортуны», сфинкс, помещенный в центре колеса, символизирует тайные, неисповедимые пути Удачи, безо всякой видимой причины возносящей одних и низвергающей других.

В отечественной истории явление каменного гостя из Египта произошло в царствование Николая I (1825—1855). В 1831 году Россия приобрела у Сольта, английского консула в Египте, двух коронованных сфинксов из поминального храма Аменхотепа III. Оба изваяния с ликом этого прославленного фараона обошлись российской казне в 62 тысячи рублей. Корабль доставил их с берегов Нила в Санкт-Петербург. Через два года древних сфинксов водрузили на гранитные пьедесталы набережной Невы, где они стоят и по сей день, на удивление органично вписавшись в архитектурный ансамбль города.