All contents copyright (c) АРТ 2в1
Сергей Чернов

Рейтинг@Mail.ru
В жизни пригодится:

Энциклопедия знаков и символов

Что обозначает знак и символ Зороастризм
Начальная буква: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Зороастризм

Зороастризм: явление и проблемы. Публикуется по книге: "Локальные и синкретические культы" М. "Наука" 1991

Зороастризм — общепринятое ныне условное определение религиозных верований двух
обособленных этнокультурных общин в Юго-Западном Иране и на западном побережье
Индии. Мелкие группы зороастрийцев известны в других провинциях этих же стран, в
Сингапуре, Гонконге и вообще в Юго-Восточной Азии. По происхождению это реликт
очень древней идеологии, по форме — одна из немногих в истории человечества
кодифицированных религий. Не будучи так называемой мировой полиэтнической
религией типа буддизма, христианства или ислама, зороастризм тем не менее
рассматривается в одном ряду с ними по причинам типологического подобия, а также
оказанного им на эти вероучения длительного и глубокого влияния.
На разных этапах своей эволюции зороастризм несколько раз менял содержание,
идеологическую направленность и социальную базу. Сам термин анахроничен, являя
собой эвристически удобную научную фикцию, что в равной мере относится и к
обозначению поздней стадии этой религии, именуемой парсизмом. Оба термина
изобретены в Европе и носителями культуры ранее не применялись. Они
приблизительно эквивалентны собственным понятиям культуры mazdayasna
(“поклонение [верховному божеству] Мазде”, и Veh Den (“благая вера”). В
зависимости от контекста последний оборот может означать религию в целом или
отдельного верующего. В контрасте с европейским ходом мысли оба эти самоназвания
не связывают происхождения всей религиозной системы зороастризма с именем одного
человека, древнеиранского пророка Зороастра (грецизация древнеперсидского
варианта имени Зарауштра при наличии более ортодоксальной формы Заратуштра;
позднее Зартушт, Зардушт и пр.), чему в литературе вопроса должного внимания
обычно не уделяют.
Современная ситуация. Общее число зороастрийцев в Иране и в Индии точному учету
не поддается. По подсчетам 1976 г., оно равнялось 129 тыс. человек, из них в
Индии— 82 тыс., в Пакистане—5 тыс., в Иране—25 тыс. Индийские зороастрийцы
делятся на две большие секты - шаханшахи и кадми. Формальным различием их
позиций является смещение на один месяц календарной эры, отсчитываемой с момента
гибели последнего зороастрийского венценосца Иездегерда III в 641 г. Календарь
сам по себе продолжает очень древнюю модель. В нем числится 12 месяцев по
тридцать дней каждый, не считая пяти особых праздничных дней. Каждым днем года
заведует особый гений или божество, в чем, бесспорно, эхо старомесопотамского
влияния на раннюю зороастрийскую общину. Этот календарь, впрочем, не имеет
чего-либо общего с зороастрийским календарем Х в. н. э., по описанию Бируни.
Для политического самоуправления зороастрийских общин типично такое же
отсутствие централизации и административной иерархии, какое присуще
зороастрийской церкви. Власть отправляют выборные панчаяты, в Иране анджуманы,
т. е. исполнительные советы, обычно из восемнадцати лиц большей частью духовного
звания. Более чем где бы то ни было, церковь здесь непосредственно сплетена с
органами внутреннего самоуправления. Для полного торжества теократии, личного
идеала самого Зороастра и его преемников, недостает, однако, соподчинения
церковно-территориальных общин.
Индийские общины сравнительно давно перешли на местное наречие гуджарати;
молодежь, по некоторым сообщениям, в быту стала преимущественно пользоваться
английским. Их иранские единоверцы говорят на особом диалекте, заметно
отличающемся от прочих новоперсидских. Стало быть, между самыми крупными
общинами налицо языковой барьер и потребность в привлечении переводчиков в
случае необходимости.
Жречество возглавляет несложную социальную систему зороастрийских общин скорее
формально, нежели по существу, так как и в древности, и в настоящее время
религиозная идеология куда отчетливее, нежели в иных верованиях, подчеркивала
принцип автономности и личной ответственности индивида сразу перед небом, без
посредства экклесии, обязательнейшего, если нужны примеры, в католицизме. В
отличие от последнего зороастризму всецело чужда заповедь “вне церкви нет
спасения”. По этой причине жречество не обладает действенными рычагами
идейно-политического давления на личность или влияния на экономику. Да и уровень
интеллектуального развития жречества не таков, чтобы обеспечить беспрекословный
авторитет среди мирян. Религиозное образование жречества слишком специфично.
Будущие пастыри годами изучают при храмах огня сложную систему культовых и
бытовых ритуалов с мелочнейшей их регламентацией. По этому разделу образования
их очень придирчиво экзаменуют. Существо ритуальных манипуляций во многих
случаях давно забыто, они вершатся по традиции, чисто механически, что уже не
раз влекло за собой критику радикально мыслящих членов общины, особенно в Индии
с ее давним свободомыслием.