All contents copyright (c) АРТ 2в1
Сергей Чернов

Рейтинг@Mail.ru
В жизни пригодится:

Энциклопедия знаков и символов

Что обозначает знак и символ Богоматерь. Богородица
Начальная буква: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Богоматерь. Богородица

Богоматерь. Богородица

(Theotokos, Mater Dei, Deipare, Unsere Liebe Frau, Heilige Jungfrau, Notre Dame, Madonna), Пресвятая Дева Мария (арам. Мариам), Матерь Господа Бога нашего Иисуса Христа. Имя Ее несколько раз упоминается в Священном Писании (Мф. 1:16, 18-25; 13:55; Мк. 3:31-32; Лк. 1:26-56; 2:1-40, 48; Ин. 19:25-27), но мы имеем из этого источника лишь весьма немногие сведения о жизни Богородицы, так как евангелисты имели первою и главною задачией повествовать о земной жизни и делах Иисуса Христа.

Недостаток сведений о жизни Богородицы, получаемых нами из Священного Писания, обильно восполняется многими преданиями, из которых некоторые имеют несомненную печать древности и во всяком случае отражают веру христианского общества с древних времен. Предание называет нам родителей Пресвятой Девы: Иоакима из Назарета, от колена Иудина, племени царского, и Анну из Вифлеема, колена Левина, племени Ааронова. Эта благочестивая чета, прожившая до старости в горести бесчадия, была утешена, по усердной молитве, предвозвещением архангельским, что от них родится благодатная дщерь. Далее то же благочестивое предание повествует, что Св. Дева с четвертого года своей жизни, по обету родителей, отдана была во храм на воспитание как посвященная Богу. На четырнадцатом году своей жизни она была обручена отцу Иосифу, из племени Давидова, и жили они в неизвестности в Назарете. Здесь Архангел Гавриил благовестил Святой Деве рождение от Нее Спасителя мира, как изложено евангелистом Лукою (1:39-56). Меджу тем и Иосифу, обручнику Марии, смущавшемуся о Ней последовало откровение от ангела тайны воплощения, рассеявшее его сомнения относительно Марии (Мф. 1:18-25). Далее, евангелисты упоминают о Пресвятой Деве при повествованиях о Рождестве Христа, обрезании Его по закону в восьмой день, бегстве в Египет и возвращении в Назарет, и еще при воыествовании о беседе отрока Иисуса с мудрецами в храме.

Повествуя о делах Христа со времени Его общественного служения, евангелисты упоминают не раз о Богоматери. В Кане Галилейской она ходатайствует перед Сыном за новобрачных, не имевших вина, и Он, исполняя Ее просьбу, положил здесь начало своим чудесам. В Капернауме, во время спора Христа с фарисеями в синагоге, Она хочет видеть Его, чтобы охранить от опасности. Наконец, мы видим Ее при кресте, когда Христос поручил Ее попечению своего любимого ученика. Немного событий рассказали евангелисты из жизни Богоматери, но вполне достаточно, чтобы ясно очертить идеальный нравственный образ Пречистой и Пресвятой Девы, смиренной в величии и во всем покорной воле Всевышнего. Благочестивое предание говорит, что Богоматерь жила до 48 и в этом году почила при многих чудесных обстоятельствах, была погребена в веси Гефсиманской, но потом чудесно взята на небо. Предание приписывает ей и проповедническую деятельность. О фактических подробностях в этом случае затруднительно судить с несомненностью. Но мы имеем право утверждать, что Богоматерь была в тесном союзе с первой христианской Церковью, собранной в горнице Сионской в ожидании Духа Утешителя и, конечно, имела великое значение в первой христианской общине.

Высокое почтение к Матери Божией в христианском обществе восходит к глубокой древности. Но догматическое учение о почитании Богородицы вырабатывалось и определялось постепенно, как это было и с другими догматами. Неправые мнения, лжеучения и ереси заставляли церковных учителей точнее и определеннее изложить общецерковное учение о почитании Богоматери в то же время, когда шли споры о лице Иисуса Христа. В IV веке было неправильное мнение, основанное на произвольном толковании (Мф. 1:25), что Пресвятая Дева, после бессеменного зачатия и рождения Спасителя, находилась в браке со своим обручником Иосифом, от которого были дети. Такого мнения держались, между прочим,. строгие ариане Евдоксий и Евномий. Православные считали такое мнение противным истинному христианскому чувству. Даже бл. Августин свое основное убеждение, что никакой человек не может быть свободен от греха, не хочет прилагать к Марии и из благоговения пред Нею отказывается рассуждать об этом вопросе. Но при этом нужно заметить, что Церковь не признавала свободной от первородного греха, как свободен от него бессеменно рожденный от Нее Иисус Христос.

Решительное влияние на определение учения о почитании Богоматери имел исход несторианского спора, после которого название Theotokos - Богородица, встречающееся еще у св. Афанасия Великого, было признано всеми и сделалось общеупотребительным. Православная церковь в согласии со всей древней вселенской Церковью чтит Богородицу святой и пренепорочной Приснодевой; как к скорой помощнице и заступнице прибегает к Ней в молитвах; славит Ее за оказанные благодеяния; в Ее честь устанавливает многие праздники и освятила многие храмы, имеет и чтит Ее чудотворные иконы. Церковь католическая в почитании Богородицы пошла дальше и установила новый догмат, которого древняя церковь не знала, а православная церковь отвергает. Еще в XII веке стало на Западе распространяться мнение о непорочном зачатии и рождении Богородицы, и лионские каноники установили праздник в честь Непорочного Зачатия. Доминиканцы порицали праздник и отрицали справедливость такого мнения. Но тем не менее уже в XIV веке как праздник, так и учение главным образом благодаря францисканцам, были признаны в католической церкви повсеместно. Папы этому благоприятствовали и, наконец, Пий IX, при усердной помощи иезуитов, торжественно провозгласил в Риме 8 декабря 1854 года Непорочное Зачатие Богородицы в качестве обязательного для всех католиков догматов.

Источник: Христианство. Энциклопедический словарь. Москва, "Большая Российская энциклопедия", 1993